Подавляющее большинство русских любителей хоррора взращено на иностранной индустрии ужасов. Это легко объяснимо: в СССР и секса-то не было, что уж тут о хорроре говорить ;) Из литературы ужасов навскидку можно вспомнить только "Вий" Гоголя и "Упырь" Толстого (оба написаны еще до СССР), из кино - "Змеиный источник", "Господин оформитель" - снятые уже в 1997 и 1988 годах соответственно. Само собой, современные хоррормэны (и вумэны ) набирались любви к жанру из первых (часто урезанных и коряво переведенных) попавших в Россию книг Стивена Кинга и старых-добрых ужастиков 80х-90х годов (подробнее этот вопрос рассмотрен в предисловии к "Самой Страшной Книге - 2014"). Как сейчас помню: родители смотрят на кассете первых "Зловещих мертвецов", а я, четырехлетняя, ужасно пугаюсь, но и оторвать взгляд от экрана не могу. Эх, времена! В конечном итоге русский хоррор для русских фанатов остается зверем хилым и подозрительным. Многие относились и относятся к нему скептически. Тем приятнее признать, что серия "Самая Страшная Книга" - это своеобразный прорыв, луч света (хотя для любителя жанра приятнее услышать "луч абсолютного мрака"))), с каждым годом подающая все бОльшие надежды. "Самая страшная книга-2014" была неплоха, но не дотягивала до того, чтоб всплеснуть руками и вскричать "Батюшки, да русский (ХОРОШИЙ) хоррор действительно существует!". Но "Самая Страшная Книга-2015" действительно получилась в разы лучше, и здесь уже смело можно сказать: "Да, мы можем". Это не Стивен Кинг, не Лавкрафт и не По, но само сравнение с ними я считаю неуместным: мы же не сравниваем всю современную прозу с Достоевским и Пушкиным - это классика, тягаться с которой неблагодарное дело.
Итак, кратко пройдемся по рассказам, вошедшим в сборник. Они все разноплановые, что является плюсом: каждый найдет ужас на свой вкус.
1) Владислав Женевский - "Никогда".
Занятный растительный хоррор, атмосферный, написанный богатым и красивым языком, присущим Женевскому.
2) Елена Щетинина - "Карта памяти заполнена".
Хороший рассказ, и легкий юмор здесь даже радует. Живые диалоги, связный сюжет.
3) Максим Кабир - "Черная церковь".
Связное повествование, несколько моментов(особенно когда нашли беглецов) можно назвать жутковатыми. Концовка показалась немного глуповатой(про находки деда каждый год), но в целом мне понравилось.
4) Дмитрий Тихонов - "Беспросветные".
Хоррор с русским колоритом. Рассказ небольшой, но цепляет.
5) Дмитрий Лазарев - "День, когда цветет папоротник".
Не новая, в общем-то, история ("заехали не туда"), перенесенная на российскую почву. Получилось удачно.
6) Татьяна Томах - "Аттракционы".
Этот рассказ мне не понравился. Цитата из текста "сейчас толком и не разберешь, где тут на самом деле." прекрасно иллюстрирует весь рассказ. Терпеть такое не могу: недомолвки, намеки, непонятности.
7) Олег Кожин - "Родительский день".
Хорошая жутковатая атмосфера при въезде на кладбище, достаточно "живые" персонажи. Правда, под конец он довольно нереалистичен в бытовом плане (в городе запросто пропадают люди, а на виновных не падает подозрение), и я такие завороты не люблю.
8) Майк Гелприн - "Сучий объект".
Простенько, местами банально (сама история с секретными экспериментами), но тем не менее вопиющих ляпов и бредовости я не обнаружила. Порадовал "Ёпст"
9) Андрей Таран - "Пиявки".
В данном рассказе язык показался нарочито-деревенским, видать для колориту. Монстр не впечатлил, тем более не ясно, зачем он корову на выпас выгонял, высосал бы на месте всех, да и все. Но Автору же нужна интрига... - это мои впечатления при первом прочтении. Однако в дальнейшем появилось желание перечитать, а это несомненный плюс рассказу.
10) Юрий Погуляй - "Лето пришло".
Это второй рассказ, которым прониклась только со второго раза. Грустный и местами жестокий рассказ про маньяка, убивающего детей.
11) Мария Артемьева - "Ферма".
Это рассказ страшен с психологической точки зрения. О том, какими скотами бывают люди.
12) Александр Подольский - "Забытые чертом".
Добротный хоррор о зомби, разворачивающийся на этот раз во времена Советского Союза. Атмосфера именно хоррора здесь на высоте, сюжет тоже понравился.
13) Парфенов М.С. - "Конец пути".
Рассказ напомнил сериал "Ходячие мертвецы"(нет, он не про зомби), "Губер", каннибалы... Блестящим я его не назову, но неплох.
14) Николай Иванов - "Тишина в дождевой капле".
Начало понравилось. Автор удачно прописал тревожную жутковатую атмосферу. Однако ближе к середине сюжет начал прихрамывать. Покоробило общение ГГ с сыном, обращение "малой"(подходящее скорее к общению между подростками, чем между отцом и сыном), да и вообще чувствуется какая-то неестественность. Далее(в домике) следует какой-то не совсем понятный диалог на тему истории о главных злодеях, казалось бы, в реальной жизни отец постарался бы развеять детские страхи, а тут, наоборот, разговаривает о них как о реальных вещах на полном серьезе. Потом, правда, автор представляет дело так, как будто отец просто подыгрывает сыну. Концовка какая-то слишком вычурная(? затрудняюсь подобрать правильное определение), слишком нереально-сюрреалистическая. Перебор с фантазией, короче, театр абсурда)
15) Галина Евдокимова - "Волчья квинта".
Не мое. Ни время и место действия, ни сюжет с очередной Прекрасной Незнакомкой, с которой ЧТО-ТО НЕ ТАК, ни тема музыки...
16) Илья Объедков - "Встань и иди".
Не люблю библейские мотивы, но этот рассказ понравился. Кратко, емко, атмосферно и необычно.
17) Дмитрий Тихонов - "Книга скорби".
Автор отдает дань Лавкрафту. Получилось удачно.
18) Вадим Громов - "Маргарита".
Автору присуще чувство юмора, которое он применяет к месту и не навязчиво. Не могу сказать, что сюжет отличается особенной оригинальностью. Захватывающим я бы его не назвала, но впечатления в целом положительные.
19) Елена Щетинина - "Вверх и наружу".
Добротный рассказ, из области "ужас может случиться и в самой обычной бытовой ситуации".
20) Илья Пивоваров - "Вирусный контент".
Рассказ затрагивает актуальную в наше время тему всеобщего увлечения смартфонами, планшетами и проч. Язык живой, стиль изложения мне понравился. Так же Автор не затягивал сюжет, не добавлял обилие часто ненужных и нудных описаний, что мне тоже понравилось. Поведение персонажей достаточно правдоподобно и вменяемо.
21) Олег Кожин - "Сученыш".
Запоминающийся рассказ. Не в числе фаворитов, но хорош.
22) Игорь Кром - "Оставайтесь на связи".
Шик! Рассказ сумел если не испугать, то удивить. Хороший язык, читать было интересно.
23) Игорь Кременцов - "Отличный способ скрыть убийство".
Не знаю, можно ли назвать это сплаттерпанком, но что-то очень похожее) Мне понравилось! Необычная идея, хорошо и жутко прописано безумие ГГ, что задает приличествующую жанру атмосферу.
24) Дмитрий Мордас - "На холме".
Супер! Вот это превосходный пример того, каким должен быть настоящий, хороший хоррор-рассказ. Напомнило "Крауч Энд" Стивена Кинга (для меня это очень большой комплимент ). Превосходно!
25) Александр Матюхин - "Навсегда".
Рассказ - ностальгия. Автор создал действительно удачную атмосферу. Отсутствуют излишние навороты сюжета. Достойный рассказ, не страшный, но интересный.
Комментариев: 0 RSS