Что ищем?
ГлавнаяНовостиЧитатель №22, обзор №3

Читатель №22, обзор №3

Новости
Читатель №22, обзор №3

Авторская орфография и пунктуация сохранены. Уважаемые авторы, имейте в виду, что: 1) обзоры - дело добровольное; 2) читатели высказывают свое личное мнение; 3) читатели в большинстве своем не писатели и не критики.

Явно не плацебо

Мужики, неужели ранняя лысина это действительно такой зашквар и источник жутких комплексов? Даже не представляла… В общем, молодой качок страдает от выпадения волос, поэтому позволяет вколоть себе в голову неведомый препарат. При этом, герой помешан на контроле. Он досконально все проверяет, раскладывает ложки в столовой в строгом соответствии, свято блюдет протокол. И мне трудно поверить, что он вот так легкомысленно позволил произвести над собой эксперимент. Что сказать, красота – страшная сила, но данный рассказ не напугал, поэтому НЕТ.

Эхокаунты

Очень напомнило фильм «Удалить из друзей».

Пока читала, невольно представила себе, как автор, обозленный бесконечными «нет», начинает мстить таргет-группе… Но я рискну и всё же напечатаю «НЕТ».

Я помню локоны моей любимой

Мрачная версия сказки о Рапунцель. Пусть не совсем в стилистике ССК, но мне понравилось. Да, немного предсказуемо, но скитания ослепленного принца по лесу реально захватывают. А когда за ним начинает охотиться неведома тварюга, уххх! И я надолго запомню сцену «обработки» изувеченных глаз. ДА

Шумно

Охтыж, вот этот рассказ сильно задел. Очень уж мерзкий и неприятный. Тут всё, от чего меня корёжит – психические расстройства, пытки, изнасилование, беззащитные старушки… Но мы же не антологию о единорогах собираем, верно? А с другой стороны где грань между хорошим текстом в стиле хоррор и отвратительной чернухой? Не знаю. Для меня «Шумно» как раз на грани.

Хулиганка

Отличный рассказ! Постепенно, строчка за строчкой автор закидывает нам в головы зернышки паранойи, чтобы в финале взорвать мозг красочным безумием. И что самое классное, при всей несуразности происходящего, здесь прослеживается прекрасная логика! Нотки социальной драмы, вкусняшки и тотальное сумасшествие – отличный рецепт. Однозначно ДА.

Хозяин для потеряшки

Ох уж этот страх темных подъездов и проклятых домов. Избитая тема, но подано красиво. Отличный пример того, как можно нагнать страху, даже не описывая внешность монстра. Как говорил один писатель «больше всего пугает то, чего тебе не показали». Спасибо, моё воображение сработало. И маленькие детали, грамотно разбросанные по тексту, его только раззадорили. ДА

Хаусситинг

Как же интересно все начиналось! Но потом что-то пошло не так… для меня точкой невозврата стал момент, когда Соня приезжает к ГГ. То есть они расстались полгода назад, по её инициативе, она забрала абсолютно все вещи, изначально заблокировала контакты, и догадывается о проблемах парня с психикой. И у неё уже новый парень. Но она всё равно приезжает среди ночи (!) в какой-то непонятный дом (!), потому что её бывший психованный парень позвонил. Не поверила. Увы, НЕТ.

Черные птицы / Хлебные крошки / Фантасмагория / Шепот

Проблема «просто хороших» рассказов в том, что их совершенно не хочется ругать, но и бурных эмоций они не вызывают. Написано годно, где-то импонировали персонажи, где-то понравилось место действия. Но сами истории меня лично не впечатлили. И тем более не напугали. Я прочитала, закрыла и забыла. Возможно, я просто не ваш читатель. Но я говорю НЕТ.

Комментарии могут оставлять только члены нашего Клуба любителей страшных книг. Войдите под своим логином или зарегистрируйтесь в клубе.

Комментариев: 37 RSS

    • 2GromovV24-04-2018 21:02

      Джек, я к знакомому экстрасенсу сходил, он говорит, что отзывов не будет. И вообще, это ад такой для авторов, бу-га-га: мы все умерли, и теперь наша участь - ждать отзывов, которых не будет НИКОГДА!!! smile))

  • 8Йаа20-04-2018 13:57

    Йаа, мрачняк и чернуха - не одно и то же. Да и

    муженька Донны не стоит оценивать по

    гопническому переводу 90-х, это не истеричный жлоб

    с тремя восклицательными знаками перед каждой

    тирадой, а хладнокровный и опасный убийца. И где

    там другие "выродки"? Интеллигент Ларри?

    Идеаллизированный киллер Джад? Донна с дочкой? Отвечаю здесь, комм взят с почты, ветка не открывается - видимо, хватит флудить ) Выродки - дети той мадам, которая организовала музей убиенных чудовищем. Текст был прочитан именно в переводе 90-х годов, но сути характера это не меняет. Писатель здорово постарался над так называемым "остранением", и в тексте происходит невозможное в реале той локации - преступника-растлителя, насильника освобождают после небольшой отсидки. Все герои находятся в ситуации "убей меня, плиз, но тока изощрённо". А хладнокровие муженька - от искусственной безответственности. Опасность - от замысла посмаковать тему "насильник и жертва". И так далее.

    • 9Джек20-04-2018 15:24

      Йаа, вы не представляете, КАК переводы 90-х годов могут менять суть характера. Толмачи там целые сцены дописывали. Ну да не суть. Чернухой это роман все равно не делает. Нормальная мать с дочкой бегут от морального урода (ничего невозможного в его выходе из тюрьмы нет, США отнюдь не такой оплот законности, как может показаться, и смешные сроки за педофилию там тоже дают). Вот если б мамка жила в трейлере, на досуге нюхала кокс, бухала и приводила мужиков, которые в перерывах пользовали бы дочку, как будто ей мало издевательств в школе... Вот это была бы полная, беспросветная чернуха, и никакие монстры на фоне всего этого вообще бы не впечатляли.

      А тут герои живут вполне нормальной жизнью, не находятся в постоянном депресняке, не скатываются на дно, и вообще происходит классическое столкновение уютного обывательского мирка со злом человеческим и сверхъестественным, на чем и зиждется большинство произведений ужасов.

      Проще говоря, хоррор - это "все шло как обычно, и ВДРУГ!" А чернуха - это, цитируя Олега Кожина "безрадостная жизнь слепоглухонемго бомжа-паралитика неожиданно меняется в худшую сторону". Строго говоря, у Лаймона чернухи как таковой вообще в творчестве нет.

      • 10Йаа20-04-2018 16:17

        Джек, вы рассматриваете чернуху как социалку дна, я - с точки зрения художественных средств и подачи образов. Можете вместе с цитируемым классегом руководствоваться "проще говоря" - кто ж вам будет мешать? Только не я. Но и мне позвольте считать чернухой спцфчски поданные детали - сование пальцев между ног ранее изнасилованной дочери, расчленение сестры ГГ, убийство за убийством, насилие над ещё двумя девочками. Всё это крупным планом, с фиксацией переживаний насильника и жертв.

        Не понимаю, почему "всё шло как обычно, и ВДРУГ!" на социальном дне приобретает характер неожиданных перемен в худшую сторону. "Зло человеческое и и сверхъестественное" не делает различий между сословиями и классами.

      • 11Джек20-04-2018 16:46

        Йаа, я-то вам не запрещу, но вот такая путаница между "жестью" и "чернухой" - это бич хоррора в России. Как со стороны авторов, которые вместо хоррора выдают чернуху, так и со стороны читателей, которые записывают в чернуху любой жесткий хоррор.

        "Зло человеческое и и сверхъестественное" не делает различий между сословиями и классами.

        Зло-то не делает, а вот мы разницу видим. За героя все-таки больше переживаешь, когда ему есть что терять, а не когда думаешь "сожрите уже его, чтобы отмучился".

      • 12Йаа20-04-2018 17:12

        Джек, прочла где-то, что русский хоррор только переживает становление. И уже с бичом. Хм... Путается либо то, что намеренно перемешивают, либо нечто подобное в силу сложности разграничения.

        Зло-то не делает, а вот мы разницу видим. За героя все-таки больше переживаешь, когда ему есть что терять, а не когда думаешь "сожрите уже его, чтобы отмучился". Нуу... я переживаю за всех, если это не персонаж, заслуживающий премию Дарвина.

      • 13Джек20-04-2018 17:33

        прочла где-то, что русский хоррор только переживает становление. И уже с бичом.

        Я больше скажу, он как раз потому и переживает становление, что избавляется от ошибок и заблуждений постсоветского периода. В числе которых и "чернуха". ;)

      • 14Йаа21-04-2018 03:36

        Джек, не назовёте произведения в жанре хоррор русских авторов постсоветского периода? (1993 - 2000) Только не фильмы. Спрашиваю, потому что некомпетентна и хочу прочесть тексты, узнать про ошибки и заблуждения. Очень интересно.

      • 15Джек21-04-2018 11:51

        Йаа, а помимо вышеупомянутого Дашкова (который, кстати, отличный автор, но вот именно как хоррор многие его тексты из-за чернухи не вполне действенны) еще можно вспомнить отечественный сборник "Натюр Морт". "Кузнечика" Саломатова. "Все в красном" Андрея Столярова (и как яркий обратный пример, без чернухи - его же "Детский мир", очень рекомендую).

        Из книг, где если и есть чернуха, то вполне умеренная, обусловленная временем - "Гилгул", "Собачий рай" и "Сердце дьявола" Ивана Сербина (опять же рекомендую), многие произведения Виктора Точинова. Ну и целая серия "Российский роман ужасов" (//fantlab.ru/series446)

        Двухтомник "Гулы" Сергея Кириенко (вообще не чернуха, действие разворачивается в Италии, автор явно поклонник итальянской ветви киноужасов).

        Василий Щепетнёв - некоторые рассказы из цикла "Чёрная земля".

        В журнале "Супертриллер" печатались и рассказы отечественных авторов (имен уже не припомню). Большинство из них грешили не столько "чернухой", сколько непониманием жанра - подсовывали то мистику, то притчу, без собственно ужасов. Или довольно ернические истории - еще одной проблемой постсоветского хоррора всегда было вот это несерьезное отношение: "Смешные эти вампиры и зомби, вот наши братки и депутаты - реально ужас!"

        Алексей Атеев большинство книг написал как раз в этот промежуток времени.

        "Полнолуние" - роман Сергея Белошникова об оборотне в дачном поселке.

      • 16Cyrus8321-04-2018 06:31

        Йаа, в указанный период только Андрея Дашкова могу вспомнить) Но он как раз из тех авторов, которых любят обвинять в "чернухе"))

  • 18Йаа19-04-2018 14:26

    Продолжаю читать отзывы читателей. Очень уж хочется когда-нибудь наваять годноту. Но в который раз словно натыкаюсь на стену - выбор участника ТГ абсолютно непонятен. С одной стороны - 1)мрачная версия (классической) сказки 2)не в стилистике ССК 3)предсказуемо 4)скитания по лесу (ага, ново для ССК) 5)неведомая тварюга в роли охотника (ещё новей) - ДА! С другой стороны - "Всё, от чего меня корёжит", "отвратительная чернуха" - на грани. Хоррор по определению должен выводить читателя из зоны комфорта, щекотать нервы, иметь свою эстетику, от которой станет "корёжить". И чернуха здесь очень кстати, хотя и необязательна. Нифига не понятно из отзыва, почему первый текст для читателя весомей второго.

      • 20Йаа19-04-2018 17:42

        Джек, //ru.wikipedia.org/wiki/Чернуха_(клише) Я бы сказала несколько по-другому: чернуха - это художественно нарочитая фиксация на негативных и болезненных для человека явлениях; подробная детализация, представление "крупным планом" эпатирующих общественное сознание вещей; трагическое в виде гротеска. Ачо?

      • 21Джек19-04-2018 19:17

        Йаа, я, помнится, описывал обобщенную картину чернухи так:

        Пыльная лампочка свисает с потрескавшегося потолка, обои отслаиваются от отсыревших стен. На заплеванном полу валяются пустые бутылки и драные тряпки. За обшарпанным столом мамаша-алкоголичка с четырьмя небритыми хахалями распивает из грязной бутылки какое-то мутное пойло явно не магазинного происхождения, не обращая внимания на истошный ор голодного и обгадившегося младенца. В углу сидят тощие дети постарше, щедро украшенные синяками, и голодным взглядом смотрят на черствые корочки, коими взрослые занюхивают выпивку. Старшая дочь, пару лет назад сделавшая аборт по залету от собственного бухого папаши, сейчас шляется по улицам с какой-то гопотой.
        Выйдем в подъезд. Там темно и пахнет мочой. В одном углу наблёвано, в другом мирно спит заросший и невероятно вонючий бомж, ну а в лифте, с расплавленными кнопками и исписанными матом стенами, кто-то пару дней назад очень хорошо покакал.
        Кстати, в квартире номер восемь живет мужик, попавший на нереальные бабки. Прямо сейчас из него вышибают должок — при помощи утюга, клещей и паяльника. Услышав крики, соседи, конечно, вызвали милицию, но участковый давно «кормится» у местных авторитетов, так что приедет милиция примерно через час, не раньше, когда все уже будет кончено. В подвале сладострастно трясутся принявшие ударные дозы наркоманы, на чердаке подростки нюхают клей и вешают кошек, а в подворотне вас ждет маньяк.
        Да, это она. Это чернуха. А значит, ничего светлого и чистого здесь не может быть по определению. Будут одни лишь «свинцовые мерзости жизни».

        Так вот, надо сказать, что рядом со всем вот этим ужасы воспринимаются слабо. Ужас обыкновенно пугает именно тем, что безобразное и страшное врывается в нормальный, упорядоченный мир, разрушает его. ТАКУЮ реальность не нарушит стадо Кожемордых с бензопилами, они в ней потеряются.

      • 22magistr20119-04-2018 18:11

        Йаа, Про чернуху не соглашусь. Мне думается, что важнее сюжет, атмосфера. Выпущенные кишки нет смысла описывать. Но тут на вкус и цвет. У Стивена Кинга есть рассказ про кошку, так я его еле осилил именно из за чернухи в конце, уж слишком подробно grin

      • 23Йаа19-04-2018 20:10

        Джек, согласна, вы создали концентрат чернухи. Что хотели сейчас этим доказать - чернуху не стоит писать? Будут одни лишь «свинцовые мерзости жизни».

        «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит..." (Максим Горький, "Детство", 1913 г.)

        А производит нужное впечатление что угодно, если написано хорошо.

      • 24Джек19-04-2018 20:48

        Йаа, ну, это зависит от мастерства, соглашусь. Но в среднем по палате - чернуха с хоррором сочетается плохо.

      • 25Йаа19-04-2018 21:09

        Джек, да неужели? А как же сплаттерпанк? У Вики написано, что его герои, главным образом, маргиналы и т. д. Повторюсь: всё сочетается при мастерстве автора.

      • 26Джек19-04-2018 21:48

        Йаа, ну вообще-то в русской Вики родоначальником термина назван Клайв Баркер, тогда как на самом деле - Дэвид Шоу. Так что я бы не шибко доверял ей, тем паче, что в англоязычной ничего подобного не упоминается. А кроме того, это во-первых встречается далеко не во всех произведениях подобного жанра (см. хотя бы книги Ричарда Лаймона, где ужас как раз-таки вторгается в мирную жизнь), а во-вторых, там насилие тоже достаточно эстетизировано. Грань, конечно, тонкая, но тем не менее...

        Другое дело, нет гарантии, что сами читатели не путают сплаттерпанк с чернухой.

      • 27Йаа20-04-2018 02:34

        Джек, я доверяю тому, что увидят мои глаза при прочтении. У Лаймона читала только "Подвал", в котором вообще нет эстетизации насилия, как вы пишете, - всё "весомо, грубо, зримо" (пусть простит ВВМ за цитирование). А один герой как раз маргинал, другие - выродки в прямом смысле слова. Хотите вы того или нет, но чернухе в хорроре быть и пугать невинных добрых читателей )))

      • 28БАНК20-04-2018 09:43

        Йаа, в "Подвале" присутствует вполне себе фантастический монстр, который жрёт и убивает.

        Параллельно этой линии идёт сюжет о человеке-"монстре". Реальное, бытовое насилие.

        Это сюжетное противостояние - суть эстетика этой книги.

        Человек страшнее вымышленного чудовища.

      • 29Йаа20-04-2018 12:01

        БАНК, мой ответ куда-то делся. Во-первых, никто не убедил, что хоррор и чернуха - "две вещи несовместные". Во-вторых, эстетизация (гуглим) - это идеализация, возведение к образцу или антиобразцу. Что, муж Доны - антиобразец? Да просто длбб, сильный лишь страхом жертв и отсутствием сопротивления. Не бежать нужно было ГГ, а оружие покупать. Взять и грохнуть, другие люди были бы живы. Чудовища - антиобразец? Буэээ... Я не вижу эстетизации. Противостояние в "Подвале" вовсе не сюжетных линий, а насилия и виктимности; животного, то бишь сексуального начала, и мира человеческих отношений. Победили чудовища, они страшнее, ибо неистребимы. Чернухи в обеих сюжетных линиях хватает. Короче, окланиваюсь - чё воздух-то сотрясать?

      • 31Джек20-04-2018 13:25

        Йаа, мрачняк и чернуха - не одно и то же. Да и муженька Донны не стоит оценивать по гопническому переводу 90-х, это не истеричный жлоб с тремя восклицательными знаками перед каждой тирадой, а хладнокровный и опасный убийца. И где там другие "выродки"? Интеллигент Ларри? Идеаллизированный киллер Джад? Донна с дочкой?

      • 32БАНК20-04-2018 12:14

        Йаа, как скажите, пусть будет по вашему.

        Я не спорщик. ))

      • 33БАНК20-04-2018 09:37

        magistr201, рискну встрять.

        Детальная физиология и ультра-насилие - это не чернуха. Это как раз сплатерр - эстетика жестокости и отвратительного.

        Чернуха же - это первклассники с пакетами ацетона, беременные алкоголички, кустарные аборты, дедовщина и т.п. Это вот она.

        Ключевое отличие: чернуха - это, увы, обыденность.

        Сплаттер - эстетика. Гротеск и фантасмагория. Да, "чернушный" элемент легко используется в рамках жанра, но не он его делает.

      • 35Йаа19-04-2018 18:38

        magistr201, не поняла, с чем вы не соглашаетесь. С моим определением чернухи или с тем, что она в хорроре оправдана и даже иногда нужна? В свою очередь не соглашусь с вами. При определённом сюжете да с ещё той атмосферой выпущенные кишки будут очень кстати )))

  • 36Cyrus8317-04-2018 18:11

    "Мужики, неужели ранняя лысина это действительно такой зашквар и источник жутких комплексов?"

    Для кого как)) Одним пофиг, для других комплексы и моральная травма))

  • 37БАНК17-04-2018 17:40

    Ну, так-то - качки от лысины не страдают, они её лелеют. smile

    Чем меньше голова, тем больше всё остальное. Это же очевидно!